Хочешь приличную пенсию? Отработай 45 лет

Президент Владимир Путин в конце марта получил материалы Минтруда по пенсионной реформе, доклад на имя президента подписала вице-премьер Ольга Голодец. Как сообщает «Финмаркет», многомесячные дискуссии в правительстве завершились тем, что из Белого дома пенсионная формула все же ушла к президенту с разногласиями – чиновники не смогли решить, когда начинать реформу, то есть с какого момента увеличивать бюджетные отчисления в Пенсионный фонд. Минфин упорно сопротивляется формулировке о безусловном «сохранении покупательной способности пенсии», рассказал «Финмаркету» один из авторов формулы.

Математика реформы

«Финмаркет» уже писал о сложных математических конструкциях, содержавшихся в первых наработках Минтруда по пенсионной формуле. Перед отправкой в Кремль чиновники упростили математику, сведя все к одной базовой формуле.

Контуры пенсионной реформы, по словам одного из ее авторов, будут выглядеть так:

  • Размер заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, – главный показатель, определяющий размер пенсии по достижении пенсионного возраста (он останется неизменным: 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин).
  • За 35-летний трудовой стаж к индивидуальному пенсионному коэффициенту прибавят единицу, за каждый последующий год на работе – еще по 0,1. Ранее предполагалось, что граждан начнут поощрять уже после 30 лет трудовой деятельности.
  • Весомой будет индексация пенсии за продолжение работы после достижения официального пенсионного возраста. За пять дополнительных лет работы без оформления пенсии фиксированная часть пенсии будет дополнительно проиндексирована на 36%, а оставшаяся страховая – на 45%; за десять лет – увеличена в 2,11 и 2,32 раза соответственно.
  • Для получения права на пенсию в установленном пенсионном возрасте граждане должны иметь не менее 15 лет трудового стажа (сейчас достаточно отработать за свою жизнь пять лет) и индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) не менее 2,3. По расчетам министерства, такой коэффициент можно заработать за 15 лет, платя страховые взносы с зарплаты не менее двух МРОТ. Естественно, пенсия в этом случае будет не выше прожиточного минимума.
  • Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) будет ежегодно утверждаться Госдумой в законе о бюджете Пенсионного фонда. Определяться он будет, грубо говоря, как сумма всех страховых взносов и трансферта из федерального бюджета, деленная на все коэффициенты находящихся на заслуженном отдыхе граждан.

Предполагается, что размер СПК будет расти вслед за средней зарплатой. А в случае ухудшения экономической ситуации и падения доходов населения, неснижение уровня благосостояния пенсионеров будет обеспечено за счет роста трансферта из Фонда национального благосостояния.

В рамках бюджета ПФР предлагается создать свой резервный фонд на случай резкого ухудшения экономической ситуации в стране. Наполняться он будет сверхплановыми доходами в благополучные годы. Его размер составит не более 1/6 годовых расходов ПФР. В этот же резерв будут направляться взносы граждан, решивших отсрочить свой выход на пенсию.

Пенсии не успеют за ростом цен

Минтруд представил в правительство обновленные расчеты: средняя пенсия в стране вырастет со 191% от прожиточного минимума пенсионера в 2015 до 267% в 2030 году.

Ее доля от средней зарплаты в стране за тот же период упадет с 36% до 26%.

Чтобы выйти на обещанный ранее коэффициент замещения утраченного заработка (40%), гражданам придется отработать после достижения пенсионного возраста без оформления пенсии примерно лет пять. Зато через пять лет «сверхсрочники» могут рассчитывать на сохранение до конца жизни дохода на уровне почти 48% от прежнего заработка.

О чем чиновники смогли договориться

За прошедшее с появления первого варианта формулы время ведомства смогли договориться по нескольким спорным элементам реформы:

Минфин добился, чтобы базовая (в последнем варианте она называется фиксированной) часть пенсии не выделялась из страховой, обе будут финансироваться за счет всех страховых взносов и бюджетных трансфертов. Это, кстати, позволяет не принимать разные законы по базовой и страховой пенсиям, а провести необходимые изменения в одном пакете.

Самозанятые и «слабозанятые» граждане уравнены в правах. Минимально возможная планка доходов, с которых должны уплачиваться страховые взносы в течение года, чтобы можно было рассчитать индивидуальный коэффициент, будет действовать и для индивидуальных предпринимателей, и для всех остальных. Это вторая крупнейшая новация последнего варианта формулы. Сейчас минимальный платеж за наемного работника может определяться из расчета получения им зарплаты в один МРОТ.

Идея позволить самозянатым гражданам платить больше взносов тоже ни у кого возражений не вызвала. Сейчас такой возможности у них нет. Новая формула позволит им при большем взносе получить больше пенсионных прав в солидарной системе, наравне с наемными работниками.

Чиновники договорились индексировать фиксированную часть пенсии на величину инфляции, а не по изменению прожиточного минимума, как предлагал первоначально Минтруд.

Что должен решить президент

Но у ведомств остались и существенные разногласия. Решения по спорным вопросам теперь должен принимать президент.

В экономическом блоке правительства возражают против идеи Минтруда брать страховые взносы по основной ставке в 30% (в том числе – 22% в ПФР) с суммы в 2,3 от средней зарплаты по стране в расчете на год. Сейчас они взимаются до 1,6 средней зарплаты или до 568 000 руб. в год. По расчетам авторов новой формулы, в 2015 году, когда должна начать действовать новая формула, при предлагаемом подходе по ставке в 30% страховые взносы будут браться с дохода до 1 млн руб. в год.

Минфину не нравится идея гарантировать покупательную способность пенсии вне зависимости от ситуации в экономике. Там опасаются, что это потребует привлечения дополнительных бюджетных ресурсов и в без того трудные для страны кризисные годы.

Минфин не хочет увеличивать размер трансферта из бюджета в Пенсионный фонд, хотя это необходимо для запуска новой формулы. Затем, уверен Минтруд, увеличение размера облагаемой страховыми взносами зарплаты компенсирует правительству эти расходы.

Не все ясно с порядком пересчета пенсии работающего пенсионера.

Чиновники не договорились о дифференцировании бюджетного взноса за нестраховые периоды (декрет, служба в армии и так далее) в зависимости от их социальной значимости. Спор идет о том, что ценнее для общества: армейская служба или жизнь супруги дипломата.

Новости кризиса: текущая ситуация в России ,

  1. Пока нет комментариев.
  1. Нет трекбеков.